Аниме
Ну как же Япония без Аниме? Это уже давно стало частью культуры Страны Восходящего Солнца.В этой теме активно познаем историю японской анимации, делимся интересными фактами по созданию аниме, отвечаем на вопросы: "Почему аниме именно в Японии?"; "Что аниме для Японцев?" и т.д.
Итак, Брынь-рынь-рынь...мотор заведен, поехали ....
Несмотря на то, что аниме всё чаще находит своих поклонников, многие ещё не знают, что же это такое. Итак, термин аниме произошел от англ. animation – анимация (мультипликация). Однако, аниме - это анимация, произведённая именно в Японии. Не просто нарисованная (ибо в эпоху повальных глобализации и интеграции рисовать можно, что угодно и где угодно), а именно произведённая или, проще говоря, придуманная. С понятием аниме тесно связано понятие «манга». Если на пальцах, то это комиксы, причем, в Японии они не являются прерогативой исключительно детей. Мангу в Стране восходящего солнца читают все, от мала до велика и на разные темы. Если можно так выразиться, то у многого аниме «ноги растут» именно из манги, т.е. аниме является экранизацией манги. Слово же «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году, и означает оно «гротески», «странные (или веселые) картинки». Однако сами японские комиксы существовали (под разными названиями) задолго до этого. Но вернёмся к аниме.
Для многих этот жанр предстает исключительно в виде «грудастых и большеглазых девиц с ногами от коренных зубов» и "Нарутными" приключениями . Одни лишь легкомысленные девицы тоже не скачут по экрану вдоль и поперек - есть вполне серьезные представители аниме, которые зачастую базируются на традиционных для Японии мифах, легендах и сказаниях, даже притчах! В которых подрастающему поколению прописываются на подкорку понятия о добре и зле, дружбе и вражде, чести и бесчестии.
Наиболее заметным и классическим признаком аниме являются «большие глаза» - подчас непропорционально большие глаза у персонажей. Это связано с рядом моментов. Во-первых, первоначально большие «светящиеся» глаза с длинными ресницами рисовались исключительно у персонажей сёдзе-манги, поскольку на Востоке подобное считается весьма красивым. Во-вторых, глаза в японской анимации являются центральным объектом лица (в американской современной анимации, напротив, таким объектом считается рот) и означают готовность персонажа к восприятию и созерцанию. Чем уже глаза персонажа, тем ниже у него эти способности, поэтому «большие глаза» означают юность, наивность, доверчивость, открытость т.п.
История аниме корнями уходит к началу 20-го столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к импортным техникам создания рисованных фильмов. Несмотря на то, что эксперименты с анимацией проводились в Японии и до этого, первым заметным творением, относимым к аниме, стал вышедший в 1963-м сериал Осаму Тэдзуки «Astro Boy».
На аниме также отражалась общая политическая и социальная обстановка в Японии. Одной из первых ласточек наступающего милитаризма стал вышедший в 1934 -м году 11-минутный мультфильм Митуё Сэо "Рядовой второго класса Норакуро", экранизация короткого газетного комикса о невезучем псе, попавшем рядовым в армию зверей.После вторжения Японии в Китай в 1937 -м году были приняты первые законы о цензуре, которые существенно упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большое количество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных. В 1943 -м году японское правительство решило финансировать создание первого японского полнометражного мультфильма, и подрядило всё того же Митуё Сэо собрать для этой цели команду аниматоров. Нарисованный ими 74-минутный фильм "Святые морские воины Момотаро" был юношеской лентой о команде сильных бесстрашных зверей (вероятно, символизировавших японских солдат), освобождавших Индонезию и Малайзию от дьявольских рогатых пришельцев, означавших союзные войска. В апреле 1945 -го, когда он вышел, однако, такие радужные предсказания относительно исхода войны уже не представлялись возможными.
В течение 1970-x аниме активно изменялось, разрывая связи со своими иностранными прародителями и рождая новые жанры, такие, как меха. Появлялись такие произведения, например, как «Lupin III» или «Mazinger Z». Многие известные сегодня режиссёры, в частности Хаяо Миядзаки и Мамору Осии, начинали свою карьеру в эти годы. К 1980-м аниме и манга широко распространились в Японии, и переживали свой так называемый «Золотой век».Были выпущены первые сериалы из цикла «Gundam», начала свой путь к вершине Румико Такахаси. Полнометражный фильм «Akira» установил в 1988-м рекорд бюджета аниме-фильма.
«Akira» и вышедший в 1995 году «Ghost in the Shell» получили известность по всему миру. В разы возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю.
В 1995 году Hideaki Anno написал сюжет и спродюсировал спорное аниме Neon Genesis Evangelion. Этот мульт стал популярен среди фанатов аниме в Японии, а также и в других странах. Предполагается, что Анно рассчитывал на то, что Ева достигнет такой популярности у отаку, что станет точкой опоры для подъема угасающей индустрии аниме. Но по ходу развития, Евангелион, критикуя сложившуюся культуру, перерос в нечто большее, а точнее в неменее спорный, но довольно удачный(принес более 10 млн $) фильм The End of Evangelion (1997).
Многие серии телевизионного показа Евангелиона были настолько спорными и неоднозначными, что TV Tokyo пришлось ужесточить цензуру насилия и секса в аниме. В результате этого Cowboy Bebop (1998) был урезан и было показано только около половины задуманных серий. В последствии требования немного смягчили, но Евангелион оставил свой отпечаток на аниме в целом.
В дополнение Ева положила начало так называемым "post-Evangelion" сериалам, большинство из которых было про огромных роботов со сложным религиозным или психологическим сюжетом. В качестве примера можно привести RahXephon, Brain Powerd и Gasaraki. Так же к ним относятся и сериалы, которые показывали ночью по японскому телевидению. Начиная с Serial Experiments Lain (1998), ночные показы стали использоваться для экспериментальных аниме, таких как Boogiepop Phantom (2000), Texhnolyze (2003) и Paranoia Agent (2004).
Стиль рисования, начатый Takashi Murakami, комбинирующий японскую поп-культуру с постмодерным направлением, называющийся Superflat, тоже начал использоваться в это время. Murakami утверждал, что движение - это взгляд на послевоенную японскую культуру глазами отаку. Выставки работ этого художника были особенно популярными в Японии и немало повлияли на аниме-режиссеров , особенно из студии Studio 4°C.
Вместе с экспериментальными ночными показами, этот период ознаменовался резким ударом по субкультуре отаку. Многие сериалы, которые показывали в ночное время, были основаны на эротических играх(h-games) и созданы специально для заядлых отаку. Среди таких аниме были Green Green (2003), Mahoromatic (2001) и Hand Maid May (2000). Такие сериалы были подвергнуты жесткой критике и признаны содержащими сцены сексуального характера( с изображением идеализированных пропорций женского тела), а также нарушающими традиционные представления об аниме и созданными специально для фанатов. Хотя в то же время некоторые из этих мультиков принесли солидный доход.
1990-е увидели расцвет Покемонов(Pokemon), которых некоторые называют одним из лучших аниме когда-либо созданных. Популярная видео игра переросла в аниме с несколькими сезонами, трансляцией зарубежом, карточную игру, игрушки и многое другое. По некоторым оценкам, одно из лучших аниме, Dragon Ball Z, также было создано в этот период.
Spirited Away разделил первый приз в 2002 году на кинофестивале в Берлине и выиграл "Academy Award for Best Animated Feature" в 2003. Innocence: Ghost in the Shell режиссера Oshii был номинирован на награды на Каннском фестивале в 2004 году.
В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, использовали вставки трёхмерной анимации. Не стоял на месте и прогресс в области сюжетов и произведений. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
Мы еще вернемся к истокам возникновения аниме, а рассмотрим другие весьма актуальные вопросы в этой теме.
Почему АНИМЕ оказалось настолько успешным, за границей?
Японские аниматоры интенсивно продавали свою продукцию за рубежом, в том числе Тэдзука, который протянул руку на зарубежные рынки, поскольку доходы внутри страны, и бюджеты на съемку были низкими.
"Атом" Тэдзуки был очень популярен в других странах. Его огромный успех побудил многих японских коллег продавать свои работы за рубежом, чтобы добиться распространение культуры аниме, по данным "Нихон не Аниме Zenshi" ("История японского аниме"), написанная Ясуо Ямагути в 2004 году.
Такамаса Сакураи, аниме эксперт, который выступал с лекциями во многих странах, сказал что широта жанра была принята из-за нетрадиционной природы. "Японское аниме - это не только то, что должны смотреть дети". Он отметил, что в аниме более сложные сюжетные линии и характер их развития.
В отличие от комиксов в других странах, манга в значительной степени ориентированы на взрослых читателей, и аниме ориентировано на почти такую же аудиторию.
В начале в 1950-х годов, манга была предназначена для десткой аудитории, но так-как, по истечению времени, бэби-бумеры растут, так и содержание манги идет в ногу с читателями.
По данным Ассоциации японских анимаций, 60 компаний-членов в настоящее время аниме,производят и обеспечивают продукцию 112 странам.
Всего зарубежных продаж в 2008 году составил 13300 миллионов йен.
"Многие молодые люди в других странах растут с аниме " сказал Сакураи. Например, он сказал, что есть книжный магазин возле Лак Леман в Женеве, которое насчитывает около 11 тысяч японских комиксов.
В своем мировом лекционном туре по аниме Сакурай нашел страстных поклонников аниме в такой консервативной мусульманской стране, как Саудовская Аравия.
Каковы последние тенденции в японской промышленности аниме?
Исследования рынка показали , что именно отечественный рынок аниме сокращается, несмотря на растущую популярность за рубежом.
К снижению показателей, привели такие факторы как незаконная загрузка аниме в кибер-пространстве, новые центры развлечений,(в том числе и Интернет), ну и экономический спад, в целом.
В результате создатели испытывают трудные времена поиске инвесторов для поддержки их работы,как говорится в докладе.
Что значит аниме для самих Японцев?
Японцы называют улицы в честь известных писателей манги, как например улицу Мидзуки Сигэру. Улица в частности знаменита тем, что на ней находятся скульптуры персонажей манга.Изначально их было 23, а в настоящее время 134 персонажа.
Также создаются целые студии и музеи посвященные аниме, как например музей по сериалу о сыщике Конане, очень популярного в Японии.
Есть информация, что университет Мэидзи официально сообщил о том, что при его содействии в 2014 году в Токио будет открыты международная библиотека Манги. Университет собирается разместить в библиотеке 2 миилиона экземпляров манги, аниме, игры и других медиа изданий связанных с этой тематикой. В коллекцию так же войдут журналы, артбуки, постеры, игровые консоли, миниатюры и многое другое.
Университет планирует отвести под библиотеку пятиэтажное сдание общей площадью 8500 квадратных метров (2,1 акр). Только до сих пор не решен вопрос будет ли администрация строить новое сдание или освободит однин из учебных корпусов.
Подробнее в следующих темах...
Цитата:
Не всё то золото, что блестит, не всё то аниме, что нарисовано в Японии.